- Психологическая коррекция
- Психокоррекция – особо сложная сфера прикладной работы педагогов, психологов, которая рассчитана на умение оказывать практическое воздействие на любого клиента. В связи с этим к педагогу-психологу учебного заведения предъявляются следующие требования:
- владение техникой организации и проведения социально-психологических тренингов в их различных формах, создание психокоррекционных программ;
- осторожность и осмотрительность в выборе психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях;
рекомендации, даваемые педагогом-психологом администрации, педагогическим работникам, учащимся, родителям, должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены;
- постоянный контакт с кураторами, педагогами, мастерами и другими педагогическими работниками в процессе разработки психокоррекционных программ;
- знание содержания учебных программ по отдельным предметам, программ профессионального обучения учащихся по конкретным профессиям (специальностям), их учет в психокоррекционной работе.
Психокоррекция проводится тогда, когда в ходе психологической консультации или диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении и деятельности учащегося. Отклонения в психическом развитии человека можно констатировать лишь тогда, когда психолог имеет четкое представление и глубокие знания об общих закономерностях протекания психических процессов, их особенностях и развитии на определенных возрастных этапах, о сензитивных и кризисных периодах, новообразованиях и ведущем виде деятельности в каждом возрастном периоде, а так же возрастной динамике межличностных отношений.
Программы психокоррекции и развития должны включать психологическую и педагогическую части. Психологическая часть коррекции планируется и осуществляется педагогом-психологом. Педагогическая составляется на основе психологических рекомендаций педагогом-психологом совместно с классным руководителем, педагогом, мастером , родителями, другими педагогическими работниками в зависимости от того, кто будет работать с учащимися. Выполняются программы педагогами и родителями, учащимися с помощью и под постоянным наблюдением педагога-психолога.
В психокоррекционной работе педагога-психолога можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, эмоциональной устойчивости в условиях обучения и профессиональной деятельности. Второе – нормативно-ценностная коррекция – заключается во внесении определенных корректив в индивидуально-личностную систему норм и эталонов, в соответствии с которыми учащийся вносит изменения в исполнение своих жизненных и деятельностных (профессиональных) планов.
В качестве основных методов групповой психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. Планы и программы психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, определенных в ходе психодиагностики и носят строго индивидуальный, конкретный характер, ориентированный на специфику развития будущей профессиональной деятельности.
Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся». 2005.